Объявления в Эко-мода

01.11.2011 Автор: Эко Ткани

Этическое модное шоу в Париже 2010

Личные впечатления от посещения недели экомоды в Париже

Идея экомоды меня интересовала давно, как просто «человека разумного», заботящегося о своём личном здоровье и благополучии и о здоровье планеты в целом. Поэтому в 2010 году я решила посетить неделю Экомоды в Париже.

Экомода – это достаточно новое направление, хотя за последние годы интерес к нему всё возрастает.

Идея очень привлекает – возможность носить здоровую, экологическую одежду, а как дизайнеру, и возможность производить её – это выбор каждого, вклад отдельного индивидуума в будущее человечества.

Неделя экомоды в Париже проходит в самом сердце столицы, среди множества производителей, ателье и закупщиков модной одежды под названием «Этическое модное шоу». Всё мероприятие представляет собой шоу-рум, занимающий несколько этажей старинного особняка и включающий в себя различных экодизайнеров. Здесь представлены такие страны как Франция, Англия, Индия, Австралия, Перу и т.д. Это производители обуви, одежды, аксессуаров, нижнего белья, украшений, косметики.

Дизайн одежды мне кажется довольно простым и иногда даже мало привлекательным для глаза дизайнера – никакой роскоши и изысканности, мастерства кроя. Фасоны предельно простые. Мой интерес привлекает лишь несколько стендов одежды с более интересными тканями, текстурами и фасонами. Как я понимаю далее, это одни из крупных экокомпаний, которые могут себе позволить некое разнообразие. Забавен стенд с одеждой, которой была дана вторая жизнь – это в основном кардиганы, хитро скомбинированные из готовых изделий или секонд-хенда. Весьма удивляют индийские ткани – красивые образцы натуральных шерстяных полотен, шикарные и стильные переплетения, вытканные на станках мастерицами из северной Индии. Разговаривая с дизайнером, узнаю, что, тем не менее, эти ткани не экологические, хотя 100% натуральные. А шерсть экспортируется из Австралии! Это сколько же километров она плывёт или летит в Индию, а из Индии разлетается в другие страны ввиде готовых тканей?

Разговариваю с производителями из Франции – в экобизнесе пока ещё много сложностей, хотя в принципе он уже работает. Цены на изделия на 20-30% выше обычных, но зато ткани экологические. Производители оказываются не дизайнерами – фасоны для них разрабатывает дизайнер, фасоны очень простые – футболки, джинсы, пиджаки – экоодежда на каждый день в данном случае по очень даже приемлемой цене.

Далее спускаюсь в самое нижнее помещение здания – на этом этаже расположились подиум, где происходит показ экоколлекций, конференц-зал, где проходят семинары и лекции на тему экомоды и выставка работ молодых дизайнеров и студентов. Стенд с работами студентов поражает мастерством – красиво выполненные современные образцы вышивки, ткачества, вязания, плетения и т.д., ручная работа с использованием традиционных техник – я от души радуюсь, что мастерство ещё живо!

Молодая дизайнер на соседнем стенде представляет дипломную коллекцию современной одежды с использованием традиционной румынской вышивки и ткачества. Интересные работы и приветливая дизайнер. Решила возродить исчезающие сегодня техники родной страны!

Дефиле-показы работ дизайнеров проходят в явном ажиотаже, по специальным приглашениям, зрителей много, без приглашения можно наблюдать за действом издалека. Практически ничего не вижу и удаляюсь в конференц-зал. Здесь обсуждается целый ряд проблем и сложностей экодизайна.

Молодые дизайнеры рассказывают, как сложно произвести и реализовать товар, как сложно получить мимнимум помощи от государственных и частных учреждений, как сложно быть услышанным. Тем не менее, при большом желании и настойчивости можно достичь некоторых результатов. (Здесь спешу развлечь читателя небольшим лирическим отступлением от темы и заметить, что такие сложности знакомы не только экодизайнерам, а молодым дизайнерам вообще. Создать и реализовать миниколлекцию – сложнейшая задача для молодого дизайнера. Конкурировать с гигантами моды, огромными сетями одежды массового производства с надписью «сделано в Китае», сомнительного качества, но по доступной цене – задача весьма сложная. Потребительский менталитет современного человека, вынужденного гнаться за количеством, а не за качеством, ничуть не способствует процветанию молодых дизайнеров, создающих миникреативные коллекции.)

Далее следуют выступления представителей организаций, сертифицирующих эко товары (таких организаций во Франции несколько и несколько в Европе, это частные фирмы и работают они пока ещё независимо друг от друга), которые долго и подробно рассказывают о процессе сертифицирования. Фирма, желающая сертифицировать экотовар, должна пригласить инспекторов (1 или нескольких), оплатить их приезд и пребывание на место производства, их работу и сам сертификат как документ. Всё кажется просто. Но если вы только начинаете экобизнес, а ваше производство находится, например, на Мадагаскаре, то пригласить инспектора из Европы вам обойдётся в достаточно крупную сумму. Многие молодые дизайнера просто не могут этого себе позволить и по этой причине не имеют права продавать товар как экологический. Об этом рассказывает молодая бизнесмен из Конго, которая попыталась организовать местных производителей-женщин, в единую коммуну по производству биохлопка. В Конго большинство хлопковых плантаций не экологические, работают на них женщины, которые болеют и умирают от химикатов. Молодая женщина производила сложную работу, убеждая женщин перевести обычное производство в биопроизводство и, вследствие, по обучению женщин технологии выращивания биохлопка. Местных ресурсов еле-еле хватает на обучение и производство, но никак не хватает на то, чтобы пригласить инспектора из сертификационной организации из Европы. Тем более, что инспектору должны быть предоставлены люкс условия – перелёт достойной компанией, 5-звёздочная гостиница и т.д. В условиях Конго стоимость такой услуги выливалась в сумму около 10.000 евро, которую не могли себе позволить африканские женщины.

Из выступление экономистов-экспертов в области моды я также узнала много интересного. Во-первых, подтвердилось моё мнение о недостаточно интересном дизайне в экомоде. Эксперты настаивали на том, что конечно же есть процент экопотребителей, которые покупают экотовары лишь по «эко» признаку. Тем не менее, чтобы заинтересовать более широкого потребителя, необходимо уделить б?льшее внимание дизайну – одежда должна быть прежде всего красивой, модной, эстетичной и потом уже экологической. Одежда должна нам нравиться! В этом я полностью согласна с экспертами!

По данным экспертов, процент потребителей экомоды с каждым годом, хотя и медленно, но стабильно растёт. Любопытно было узнать страны, в которых производятся экоткани, в особенности экохлопок – это Турция, Индия, Китай, Бразилия, Мадагаскар, Конго и др. Хлопковые экоплантации выглядят очень радужно – на них летают птицы и бабочки и они похожи на настоящий сад, полный цветущей растительности. По сравнению с такими плантациями, вид обычных плантаций представляется угнетающим – люди в масках, распыляющие химикаты, огромные поля без единого насекомого, мрачные тона – всё напоминает картину мира после атомной войны. Грустно задумываться о том, как будет себя чувствовать человек, носящий футболку из хлопка, производство которго унесло жизни работников плантаций и стало причиной гибели массы насекомых, птиц, близлежащих водоёмов, природы и, в итоге, планеты в целом! Обычная хлопковая плантация и экологическая хлопковая плантация

Хочу акцентировать внимание читателя на том, что за идеей экомоды стоит очень глобальная и красивая идея «экожизни». Экомода – это не просто одежда из экологических тканей, а целая идеология, концепция, образ и стиль жизни. Экомода очень демократична – в ней нет никакой роскоши, поэтому дизайн обычно предельно прост и фасоны тяготеют к естестенному, природному стилю. Именно такой простой стиль одежды выражает демократичность экомоды, её доступность для среднего потребителя. Это также молодое производство, которое не может себе позволить дорогостоящую ручную работу или дорогие материалы.

Экомода уделяет большое внимание экологии планеты и здоровью людей. Это экологически здоровое производство материалов – тканей, шерсти и т.д. Это забота о природе и здоровье человека. Это забота о благополучии и здоровье людей, которые производят материалы, ткани. Это улучшение жизни и условий труда людей в разных уголках мира. Это уважительное отношение к труду каждого человека и достойная оплата его труда. Поэтому выбор экопродуктов – это выбор здоровья и благополучия. Выбирая экопродукты каждый из нас вносит маленькую лепту в уважительное отношение к людям и животным и в здоровое будущее наших потомков и нашей планеты.

Экомода – это также уважительное отношение к традиции, ручному труду. Экомода способствует сохранению и восстановлению традиционных техник, используемых в создании одежды у разных народов мира. Это старинные знания, которые передаются по наследству из поколения в поколение, такие, как ткачество, вышивание, вязание, плетение, и многие другие. Сегодня такие техники исчезают. Экомода благоприятствует их сохранению и возрождению.

На конференции можно было услышать довольно много историй о том, как дизайнеры, решившие производить экотовары в разных странах мира, обучали работников и улучшали условия жизни и труда жителей какого-нибудь отдалённого уголка планеты. Вовлекая, например, женщин какой-нибудь крохотной деревни в Бангладеше в процесс создания экоодежды, дизайнеры, дизайнеры улучшали качественно условия жизни и труда этих людей. Слыша такие истории из первых уст, нельзя не порадоваться от души.

Также на Экошоу в Париже много говорилось о «прозрачности» процесса производства. Покупатель имеет право знать, какой материал используется для экотовара, как в точности он был произведён, в каких условиях работают производители, в какой стране или странах изготавливается товар и т.д. Экопроизводитель предоставляет потребителю данную информацию и потребитель в данном случае перестаёт быть марионеткой в руках индустрии, а становится покупателем «разумным», покупателем, который имеет право и возможность выбирать, выбирать товар и выбирать образ жизни, выбирать будущее планеты.

Конечно же, нужно понимать, что экопроизводсвто не может быть экологичным на 100%. В каких-то случаях понадобятся перевозки или пересылки, без которых нельзя обойтись. Окраска тканей, например, часто требует хотя бы минимальных химических добавок для закрепления цвета. Но экопроизводство стремится свести к минимуму такие неблагоприятные для природы и человека факторы и, по сравнению с обычным производством, наносит природе минимальный вред.

Из личного опыта вне данного мероприятия могу добавить, что приобрести экоткани дизайнеру не так уж просто. Найти производителя, которому сможешь доверять и у которго можно приобрести малым оптом качественные материалы, оказалось задачей сложной. Производители в Китае соглашаются только на оптовые поставки от 1000 м и более. И сайты производителей выглядят сомнительно – лично я побоялась бы сделать заказ, лично не посетив производство и не увидев товар и производителя воочую. Экоткани очень приятные на ощупь. Трикотаж, например, очень мягкий и приятный к телу. Более плотные ткани сдобавлением конопли или шерсти яка, дают ощущение живого, дышащего материала. Ткани с б?льшим процентом конопли более грубы на ощупь и пригодны скорее для аксессуаров, возможно шляп или украшений, или даже сумок. Цвета обычно натуральные, естественные, близкие к цветам растительного мира, т.к. такие окраски достигаются природными красителями и не требуют крайне вредных химических добавок. (Кстати, здесь вставлю в рассказ небольшое лирическое отступление на тему химических добавок. Кто никогда не сталкивался с красками для тканей, явно не может себе предстваить, какие это вредные химикаты. Я являюсь человеком, который давно привык к разным странным запахом в силу занятия масляной живописью, окраской шёлка и керамикой. Все эти художественные роды деятельности предполагают использование множества разнообразных химических жидкостей и порошков – масляные краски, разбавители, такие как турпентин, например, краски для керамики с использованием свинца и других металлов, краски для росписи шёлка. Но я уже давно привыкла к таким материалам и запахам и даже полюбила их – запах масляный краски прямо-таки вызвыает у меня в душе какие-то родные, добрые чувства. Но вот однажды я попала на курс художественной окраски и печати на тканях – запахи были просто непереносимы! В помещении, где проходили занятия, можно было находиться беспрерывно лишь полчаса. Далее нужно было выбегать, чтобы спастись от удушья и головокружения. Я лично для себя решила, что окраской тканей заниматься в серьёз точно не буду! Если представить процесс окраски тканей в промышленных масштабах, то можно только ужаснуться, какой вред такие красители наносят людям, работающим на производстве и природе в целом!)

Среди «элегантных» экотканей можно назвать экошёлк. Меня, как поклонника ретро моды в стиле арт деко и элегантной женской одежды, очень интересует вопрос использования шёлка. Оказывается, что обычный экошёлк также считается экологичным материалом. Так называемый экошёлк или дикий шёлк отличается от обычного тем, что процесс его производства не приводит к гибели бабочек-шелкопрядов. Такой шёлк производится из коконов, покинутых шелкопрядами. Поскольку коконы были использованы, их нити разорваны, и шёлк из таких коконов получается более грубым с вкраплениями разорванных переплетений. Тем не менее, остаётся неизвестным, приносит ли пользу спасение быбочек. Если принимать во внимание тот факт, что бабочки вылупляются миллиардами и используются местными жителями, населяющими территорию Китая и других стран-производителей шёлка, как ежедневный столовый рацион, а также многовековую традицию производства шёлка, то вопрос о пользе спасения шелкопрядов ставится под сомнение. Не приведёт ли спасение миллиардных популяций шелкопрядов к неестественно бысторму росту популяции бабочек на планете? Не нанесёт ли такой процесс в итоге вред балансу в природе, выработанному в процессе многовекового производства шёлка на востоке?

На данный момент для своего миникреативного производства элегантного женского платья я выбрала обычный шёлк. Тем более, что создание нескольких креативных платьев ручной работы в год, вряд ли может нанести вред глобальному процессу производства на нашей планете.

Подводя итоге, отмечу, что разработка экотканей и их производство ждут своих дизайнеров, исследователей, производителей и покупателей. Эта новая область, которая только-только развивается и представляет огромный интерес для будущего. Эта область, которая предполагает новый неконсумисткий менталитет, уважительное отношение к природе и человеку, разумное использование ресурсов планеты. Мне кажется, что эта область для инвестиций каждого из нас как «человека разумного» в будущее нашей планеты. Поэтому я желаю всем экодизайнерам, экопроизводителям и экопотребителям успеха и надеюсь, что экомода внесёт свою лепту в благополучие и здоровье человечества и природы в целом.

www.ecotkani.com